Заявление священника Иерусалимской Армянской патриархии Самуила Агояна о том, что ничего мистического в сошествии Благодатного огня нет вызвало бурные общественные обсуждения. В частности, Агоян сказал, что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады.

Агентство «Новости-Армения» обратилось за комментарием к служителю Иерусалимской Армянской патриархии архимандриту Гевонду, который назвал ажиотаж вокруг заявления армянского священника Самуила Агояна о тайне схождения Благодатного огня искусственным.

Традиция сошествия Благодатного огня

«Мы никогда и не говорили о том, что огонь сходит с небес. Да, такие чудеса случались, но они происходили прилюдно, всенародно»,  —  сказал архимандрит Гевонд.

Он также пояснил, что саму традицию сошествия Благодатного огня Армянская Апостольская Церковь связывает с основателем церкви Святым Григорием Просветителем.

«По преданию, не считая себя достойным войти в Гроб Господень в Иерусалиме, Григорий Просветитель пошел в пещеры и долго молился. За день до Пасхи он вошел в Гроб Господень, где чудесным образом зажглись все свечи и лампады, после чего он был назван Просветителем. Сегодня в том месте, где он молился, стоит армянская церковь», — сказал архимандрит Гевонд.

Он также пояснил, что Благодатным огонь считается благодаря молитвам Григория Просветителя.

«Мы считаем огонь Благодатным, потому что благодаря ему могут происходить чудеса, исцеляться больные. Что же касается отца Самуила, то он вместе с греческими патриархами принимал участие в церемонии зажжения огня и сам зажигал его от церковных лампад», — сказал архимандрит Гевонд.

Неоспоримое чудо — комментарий РПЦ

Заявление армянского священника о Благодатном огне особенно бурно было принято представителями Русской Православной Церкви.

Пресс-секретарь Патриарха Московского и Всея Руси священник Александр Волков заявил, что прихожане Русской православной церкви не сомневаются в том, что Благодатный огонь в Иерусалиме возгорается чудесным образом, несмотря на мнения о его искусственном происхождении.  Об этом он заявил в беседе с ТАСС.

«Это странное заявление, с учетом того, с каким почитанием относятся люди к этому чуду и как многие по всему миру с надеждой и верой ждут этого события», — отметил отец Александр.

Он также добавил, что в РПЦ с радостью принимают Благодатный огонь перед Пасхой.

«Для наших прихожан прибытие его из Иерусалима накануне Пасхи — радостное событие, которого ждут, и, конечно, никогда не стоит вопрос об оспаривании чуда», — сказал отец Александр.

Снисхождение Благодатного огня – туристический миф?

Однако в РПЦ не все едины во мнении о происхождении Благодатного огня. Так дьякон Русской православной церкви Андрей Кураев в беседе с радиостанцией «Эхо Моквы» заявил о том, что миф о снисхождении Благодатного огня появился в массовом сознании только в 90-е годы прошлого века.

«В русской апологической литературе дореволюционных лет не упоминается об этом чуде. Можно, конечно, где-то специально искать, есть какая-то литература паломников, где можно встретить рассказы об этом. Но встречаются книги паломников, где они вообще об этом ни слова не говорят. Мифом это стало в 90-е годы, таким стержнем, скрепой, главным аргументом в защиту верности от православия», — сказал Кураев.

При этом он отметил, что армяне из Иерусалимской патриархии Армянской апостольской церкви уже не в первый раз заявляют о том, что никакого чуда на самом деле нет.

«Армяне уже не первый раз высказываются публично о том, что никакого чуда не происходит. В то же время греческий патриарх Феофил всегда уходит от ответа на вопрос о божественном происхождении огня и молчит, когда его прямо спрашивают о самовозгорании Благодатного огня», — сказал Кураев.

Основанная в VII веке Иерусалимская патриархия Армянской апостольской церкви независима от других христианских учреждений и наравне с греческой и латинской патриархиями обладает правом собственности на часть основных святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения в Иерусалиме.

Иерусалимская патриархия — автономная патриархия Армянской апостольской церкви, признающая духовный авторитет Католикоса всех армян. Резиденция патриарха находится в Армянском квартале Старого города. —