К урегулированию Нагорно-карабахского конфликта не приведёт возможный приход к власти в Азербайджане так называемых демократических сил. Об этом в понедельник заявил доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог, кавказовед Сергей Маркедонов.

«На волне событий произошедших в Армении в Азербайджане активизировались дискуссии о том, что в условиях прихода к власти демократического Пашиняна если и в Азербайджане придут к власти демократы, то будет возможно договориться и решить Карабахский вопрос. Однако приход к власти в Азербайджане так называемых демократических сил не приведёт к урегулированию Карабахского конфликта», — заявил Маркедонов, выступая на организованной Институтом Кавказа конференции «Кавказ-2017».

На волне проходивших в республике с 13-го апреля масштабных протестных акций 23-го апреля премьер-министр Армении Серж Саргсян заявил о своей отставке. В тот же день президент Армении Армен Саркисян принял отставку правительства. Парламент Армении на специальном заседании 8 мая со второй попытки избрал лидера армянской оппозиции Никола Пашиняна на пост премьер-министра.

По словам Маркедонова в странах похожих на Азербайджан так называемые демократические силы зачастую выступают с более радикальных позиций.

«Например, один из представителей азербайджанской оппозиции предлагал Алиеву активизировать сотрудничество с Пакистаном, который, будучи ядерной державой, поможет урегулировать Карабахской вопрос. На фоне таких заявлений Алиев кажется умеренным и респектабельным политиком, а его заявления о «возврате Еревана» сдержанными», — заявил Маркедонов.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев ранее в ходе выступления на VI съезде правящей партии «Ени Азербайджан» назвал политической и стратегической целью Азербайджана «возвращение в Ереван, который является его исторической территорией».

Маркедонов также отметил, что острая вооружённая фаза карабахского конфликта была тогда, когда и в Армении и Азербайджане лидеры пришли к власти более или менее демократическим путём, с практически отсутствующим применением административного ресурса.

«Вот Эльчибей победил в Азербайджане без применения административного ресурса (Абульфас Эльчибей — 2-й президент Азербайджана, с июня 1992 года – по сентябрь 1993 года — ред.), но при этом обещал «помыть сапоги в Севане», — заявил Маркедонов.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.