Министр иностранных дела Армении Эдвард Налюандян на 24-м заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ назвал основные причины неудач мирных переговоров по Нагорному Карабаху.

«Десять лет назад в рамках Совета министров ОБСЕ в Мадриде страны-сопредседатели Минской группы представили основные принципы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Неоднократно Армения подтверждала свою готовность продолжать переговоры на основе этих принципов и элементов ради исключительно мирного урегулирования конфликта», — сказал он.

Однако, по словам Налбандяна, существует ряд причин, по которым пока не удалось добиться прогресса в мирных переговорах, несмотря на многочисленные встречи на президентских и министерских уровнях, этапы переговоров, неутомимое посредничество стран-сопредседателей и безоговорочную поддержку усилий и подходов сопредседателей со стороны ОБСЕ.

«Во-первых, Азербайджан отверг вышеупомянутые три принципа в качестве основы для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Во-вторых, Азербайджан принял избирательный подход к элементам, предложенным сопредседателями, хотя они неоднократно предупреждали, что воспринимают свои рекомендации, как единое целое», — сказал министр.

Третьей причиной он назвал несоблюдение Баку достигнутых договоренностей, отметив, что отказ Азербайджана от достигнутых соглашений поставил под сомнение доверие к Баку как стороне переговоров.

«В-четвертых, попытки препятствовать усилиям сопредседателей и попытки перевести их посредничество в другие форматы четко указывают на намерение Азербайджана сорвать переговоры», — сказал он.

В качестве пятой причины глава армянского внешнеполитического ведомства указал на применение силы или угрозы ее применения со стороны Азербайджана, регулярные нарушения режима прекращения огня и провокации. По убеждению Налбандяна, это свидетельствует о том, что Баку рассматривает войну как возможный вариант разрешения вопроса.

«Сопредседатели неоднократно призывали Азербайджан воздержаться от обострения ситуации и подтвердить приверженность мирному урегулированию», — добавил он.

В качестве шестой причины министр назвал агрессию Азербайджана против Нагорного Карабаха в 2016 году, сопровождающуюся грубыми нарушениями международного гуманитарного права, зверствами в отношение гражданских лиц, включая детей, женщин и престарелых и надругательство на телами.

«В-седьмых, чтобы устранить последствия апрельской агрессии, сопредседатели организовали два саммита при участии президентов Армении и Азербайджана в Вене и Санкт-Петербурге. Азербайджан отказался претворять в жизнь достигнутые в рамках этих саммитов договоренности. Цель этих соглашений заключалась в создании условий для содействия мирному процессу, поэтому, отклонив их, Азербайджан сознательно препятствует переговорам», — отметил Налбандян.

Следующим фактором министр назвал продолжающуюся антиармянскую кампанию и включение всех тех, кто посещает Нагорный Карабах, в «черный список».

«В-девятых, после многолетних переговоров по основным принципам, Азербайджан начал настаивать на том, что их не нужно принимать, что является абсолютным неуважением по отношению к сторонам переговоров, странам-сопредседателям и их огромным усилиям», — сказал он.

Министр отметил, что бескомпромиссная и максималистская позиция Азербайджана стала серьезным препятствием для содействия мирному процессу и в значительной степени способствует поддержанию статус-кво.

«Предложения сопредседателей по урегулированию конфликта — это путь, который может привести к изменению статус-кво. Тем не менее, Азербайджан отвергает эти предложения, делая все возможное, чтобы сохранить статус-кво без изменений, одновременно создавая впечатление, что поддерживает изменение статуса-кво», — сказал он.

По словам министра, намерения Азербайджана четко видны из расходов: Баку тратит деньги на наступательное оружие, но до сих пор не сделал никаких инвестиций в подготовку своего собственного населения к миру.

Налбандян вновь подтвердил, что мирные переговоры не имеют альтернативы, и необходимо вести интенсивные переговоры на основе предложений сопредседателей.

«После четырехлетнего перерыва впервые удалось принять совместное заявление на саммите в Женеве, которое отражает то, к чему долгие годы призывает Армения: к реализации дополнительных шагов для снижения напряжения на линии соприкосновения. В Женевском заявлении также подчеркивалась необходимость активизации переговорного процесса. К сожалению, сразу же после саммита Баку вернулся к своим необоснованным обвинениям и милитаристской риторике», — сказал он.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.