Референдум по конституционным реформам, предусматривающим переименование страны и переход от полупрезидентской к президентской форме правления, проходит в понедельник в Нагорно-Карабахской Республике. Напомним, что конституционные реформы, предусматривающие переход к парламентской форме правления в Армении, были приняты на референдуме 6 декабря 2015 года.

Основной Закон будет называться Конституцией Республики Арцах, тем самым, фактически, меняется название страны. При этом указывается, что названия Республика Арцах и Нагорно-Карабахская Республика тождественны.

Агентство «Новости-Армения» попыталось с помощью главы департамента политических исследований Института Кавказа Сергея Минасяна разобраться, почему два армянских государства выбрали разные модели правления.

В условиях военного времени

«В случае с Карабахом произошла оптимизация государственной структуры. В частности, по представленному на референдуме проекту Конституции предполагается упразднение поста премьер-министра, зато предусмотрена новая должность – государственного министра, координирующего деятельность министров. Возможно, будет уменьшено число министерств и других госструктур», — сказал Минасян. Он считает, что позиция властей Карабаха заключается в том, что в условиях военного времени это слишком расточительно.

С другой стороны, для непризнанных государств в условиях фактически военного времени сильная президентская вертикаль более оптимальна.

Угрозы те же, системы разные

Что касается того, что и Армения, фактически, сталкивается с теми же проблемами, что и Карабах, то эксперт считает, что, безусловно, этот фактор был одним из основных при обсуждении действующей Конституции Армении.

«Тем не менее, в Армении более широкая политическая система, чем в Карабахе. Она включает различные политические и общественные силы. В случае же с Карабахом налицо более-менее явная монолитность общественно-политических сил», — сказал Минасян.

Конституционные изменения как средство воспроизводства власти?

В ходе обсуждения конституционных реформ в Армении оппозиция неоднократно заявляла о том, что власти предприняли их, чтобы обеспечить свое воспроизводство. Экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян на днях выразил опасение, что конституционные реформы в Карабахе, как и в Армении, приведут к воспроизводству власти.

«Это очень общее заявление, потому что воспроизводство или сохранение тех же политических сил во власти является не следствием конституционных референдумов. Скорее конституционные изменения могут быть следствием этого. Логика тут другая», — сказал Минасян.

При этом он согласился с тем, что оппозиционным силам, тем более в условиях достаточно серьезных военно-политических вызовов и угроз, стоящих перед страной, довольно сложно прийти к власти, используя механизмы выборов.