В Ереване во вторник были подведены итоги пилотной программы по финансовому образованию. На торжественной церемонии присутствовали представители Центрального банка Армении, Министерства образования и науки, а также учителя, принимавшие участие в программе. Они были награждены подарочными пакетами и именными сертификатами, удостоверяющими их участие в программе.

Пилотная программа по финобразованию стартовала в сентябре 2017 года.  В неё были включены 14 школ. 46 учителей этих школ прошли специальные курсы повышения квалификации для того, чтобы обучать школьников азам финансовой грамотности.

Присутствовавшая на мероприятии руководитель Центра по защите прав потребителей и финансового образования Центрального банка Армении Арменуи Мкртчян заявила о том, что программа имела беспрецендентный успех. Она также заявила, что Центральный банк совместно со своими партнёрами по программе намерены продолжить её в новом учебном году и вовлечь в неё новые школы, учителей и учеников.

Мкртчян заявила, что в 2018 году планируется осуществить переподготовку 3150 учителей, внедрить программу по обучению финансовой грамотности в 350 школах по всей стране.

«Концентрация только в одном регионе не обеспечит необходимого эффекта распространения программы. В целом, в течение трех лет реализации проекта планируется подготовить 10892 педагога и во всех 1438 школах страны полностью внедрить программу финансовой грамотности», — заявила Мкртчян.

Она также отметила, что программа имеет больший успех, чем можно было предположить.

«Мониторинг показывает, что школьники достаточно легко воспринимают эту информацию, поскольку в жизни они соприкасаются с основными концепциями, которые мы представляем в рамках программы», — заявила Мкртчян.
Мкртчян отметила, что, получив скоординированные знания, дети впитывают их, как губка, проявляя достаточно высокую активность.

Заместитель министра образовании и науки Армении Лусине Аракелян, в свою очередь, сообщила, что особенностью программы является то, что детей с малых лет приучают правильно управлять своими финансовыми средствами.

«К сожалению, в наше время даже многие взрослые люди не обладают необходимыми минимальными навыками правильного финансового управления своими собственными ресурсами. Эта же программа приучает детей уже со 2-го класса к рациональному управлению своими средствами», — заявила Аракелян.

По ее словам, реализация программы финграмотности позволяет заложить фундаментальные основы управления капиталом и личными средствами, что позволит детям в дальнейшем быть более подготовленными к реалиям современного мира.

Отметим также, что все темы программы  распределены по возрастным группам. Так, к примеру, ученик, окончивший начальную школу, будет знать, что такое бюджет, из каких частей он состоит. Ученик, окончивший среднюю школу, будет иметь представление о правильном пользовании финансовыми услугами для управления личным бюджетом. В старшей школе все эти темы будут преподаваться на более углубленном уровне.

В результате выпускники школ будут иметь всю необходимую информацию о результативном управлении личным бюджетом, чтобы суметь делать сбережения и не сталкиваться с проблемами при контакте с финансовыми учреждениями и потреблении финансовых услуг.

В учебниках по математике уже есть задачи на простые и сложные проценты, которые имеют широкое применение в финансовой системе и, следовательно, предусматривается, что в них будут использоваться задачи на примерах кредитов и вкладов. Дети, решая подобные задачи, будут косвенно знакомиться с реальным миром.

В 2014 году правительство Армении в сотрудничестве  с Центральным банком разработало и утвердило совместную Национальную стратегию развития финансового образования. Одна из важнейших частей данной стратегии касается внедрения финансового образования в школах для обучения учеников азам финансовой грамотности, чтобы по завершении учебы они могли самостоятельно и продуктивно управлять своими личными финансами. Формат программы определен, и на данном этапе проводится разработка модулей по профессиональной подготовке учителей.

В рамках программы было выделено несколько тематических сфер, знание которых является необходимым для школьников. В их числе навыки, которыми должны обладать ученики в зависимости от их возрастной группы. Всего было предусмотрено семь тематических сфер: общее представление об экономических категориях; знание о личном бюджете и бюджете в целом; управление накоплениями и долгосрочное планирование; управление долгами; продуктивный выбор финансовых услуг; защита собственных интересов и прав в финансовой сфере; способы предотвращения финансового мошенничества и обмана и защита от них. Каждая из этих тем разработана в доступной форме для разных категорий учащихся. -0-

Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Финансовая грамотность» АМИ «Новости-Армения» и Центра по защите прав потребителей и финансового образования Центрального банка Армении.