В Хабаровске почтили память жертв ленинаканского землетрясения. Каждый год  7 декабря в армянских храмах всего мира проходят панихиды по погибшим в результате ленинаканского землетрясения 1988 года. В Хабаровске армяне заказывают панихиду в православном храме. В день траура чтят память многочисленных жертв трагедии и вспоминают тех, кто самоотверженным трудом помогал справиться с разрушительной стихией.

В дальневосточной столице жертвам землетрясения и тем, кто помогал вернуться к нормальной жизни, был посвящен вечер-реквием, прошедший в «Тигровом зале» Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Трагедия произошла на северо-западе Армянской ССР. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около миллиона  человек. В эпицентре землетрясения — Спитаке — интенсивность толчков достигла 9—10 баллов. Волна, вызванная землетрясением, обошла планету 2 раза и была зарегистрирована научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии.

В результате землетрясения погибло около  150 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч остались без крова. Почти до основания землетрясение разрушило Спитак и Ленинакан (нынешний Гюмри), свыше ста сел.

И искали живые своих близких среди погребенных под руинами.

И звали дети своих родителей, а родители – своих детей.

И были вместе с ними в этом горе тысячи с сердцами милосердными.

И руку помощи протянули армянскому народу все республики СССР и многие страны мира.

Глубока народная скорбь по безвинным жертвам спитакского землетрясения.

Да упокоит господь их души.

«Вечная им память!» – гласит на русском и армянском языках  надпись на каменной плите рядом с памятником жертвам землетрясения в Гюмри.

Армении помогали всем миром.  На восстановительные работы были мобилизованы все материальные, финансовые и трудовые возможности СССР. Приехали 45 тысяч строителей из всех союзных республик. Из 110 стран были направлены самолеты с гуманитарной помощью, войска и волонтеры.

Люди по доброй воле жертвовали деньги, вещи — кто что мог. «Бабушка собирала в большую посылку теплые вещи, особенно запомнилось пальтишко с меховым воротником. Я еще все хотел вложить в карман какую-нибудь ободряющую записочку, может быть, даже с адресом, чтобы потом, когда все уляжется, подружиться с неведомым получателем. Но так и не придумал, что написать», — рассказывал один из детей Советского Союза. Подобное — не единственный случай.  Десятки тысяч посылок со всего СССР прибывали в город и окрестные населенные пункты как гуманитарная помощь.

Хабаровчанин Александр Мельников, когда его начинают расспрашивать об этой трагедии, злится. 29 лет прошло. И так уж устроен человек: не хочется вспоминать, память старается  вычеркнуть страшные страницы. В конце 80-х Александр был призван в ряды Вооруженных сил   и проходил срочную службу в Краснознаменном Ленинаканском пограничном отряде.  Когда произошла трагедия, Мельников был в Сочи. Его в составе отряда из 40 человек сразу же командировали в Ереван. Оттуда пытались проехать в Ленинакан. «Было ощущение, что вся страна поехала спасать людей. Одна большая пробка в одну сторону», — рассказывает Мельников.

Две недели работали и днем, и ночью при свете автомобильных фар. Одна бабушка умоляла спасателей: «Из-под развалин моего дома слышу плач моего внука!». Спасатели, разобрав завал, никого не нашли.  Пожилая женщина долго, громко рыдала: «Не верю, я слышу голос моего внука!»

— Это было и ощущение силы, потому что вместе были люди разных национальностей и вероисповеданий, и ощущение бессилия.  С одной стороны, гордость, что оставил там частичку самого себя, с другой стороны  — бессилье перед стихией, перед грудой металла и камня, перед завалами…

…Через  месяц, 7-го  января, в Ленинакане был заложен первый дом, в конце года там уже люди справляли новоселье…

Зинаида Сиротина детство провела в Ленинакане. Она училась в женской гимназии, расположенной рядом с храмом. Закончила ее в 1950 году.  Во время землетрясения женская гимназия устояла, а вот мужская была разрушена, похоронив под собой учеников.

— Почему мне сейчас больно вспоминать… Когда случилось землетрясение, я звонила своим школьным подругам. Ни до одной не дозвонилась. Стала писать письма.  Только через полтора года пришло известие о том, что одна-единственная из всех одноклассниц осталась жива.

На вечере памяти читали стихи, Виктор Бондаренко сыграл на флейте армянскую мелодию. Но когда заиграл дудук, нет, не заиграл, а заплакал,  с ним заплакало и сердце.

Сусанна Акопян осталась в живых,  потому что предки ее мужа построили  крепкий дом, на совесть. Дом хоть и потрескался, но выстоял:

— В тот день не пошла на работу, потому что  почувствовала себя очень плохо. Лежала в кровати, и вдруг все затряслось.  Было очень страшно.

Тогда погиб двоюродный брат Сусанны, его  семья, тетя с детьми.

— Моя мама потеряла пятьдесят родственников.  Один родственник потерял всю семью – дочь, сына, жену, зятя, внуков, невестку.  Поставил всем памятники, привел могилы в порядок и повесился. Очень много людей не выдерживали страданий, через год-полтора умирали. Были и другие — все-таки жизнь остается жизнью — женились, выходили замуж и усыновляли сирот. В Ленинакане не было ни одного брошенного ребенка, детдом был пустой.

… Когда-то Ленинакан, или Гюмри, этот многолюдный торговый город процветал и мог бы стать украшением любого туристического маршрута по Армении, если бы не вмешательство стихии, следы которого не изгладились и по сей день. Все дома выше пяти этажей (то есть преимущественно советские высотки) были разрушены. Жители города потом невесело шутили: «Ленинакан разрушен, а Гюмри остался».

Церковь Всеспасителя (Аменапркич) расположена в самом центре города, на площади Свободы. Она была выстроена во второй половине XIX века.  Это величественное здание с орнаментами, украшающими стены снаружи и внутри, во время землетрясения было уничтожено практически полностью. До сих пор церковь восстанавливается на государственные средства и частные пожертвования. За 20 лет реконструкции ей удалось почти полностью вернуть прежний облик.

А во дворе церкви Аменапркич поставлен памятник жертвам землетрясения 1988 г., созданный на частные пожертвования.

Землетрясение 1988 года разрушило сотни школ искусства и культурные центры. После него гюмрийцы большими усилиями пытались восстановить культурные и новаторские традиции в возрождающемся городе. В конце концов, в 2013 году Гюмри вернул свой титул и был признан культурной столицей стран СНГ.

Жизнь продолжается, как и должно быть, а с ней и  продолжается память о страшной трагедии, и память о том, как всем миром помогали пострадавшим во время землетрясения.

Организаторы благодарят Дальневосточную  государственную  научную библиотеку  и Ольгу Жученко, директора МАУ ДО «Народные ремёсла», за помощь в организации вечера.

ИСТОЧНИКМолодой дальневосточник XXI век