Российский фильм «Землетрясение», мировая премьера которого состоялась на днях в Армении, вызвал достаточно бурную реакцию как зрителей, так и кинематографистов.

Фильм-катастрофа, в основе сюжета которого положена история землетрясения 1988 года в городе Ленинакан (ныне Гюмри), унесшего десятки тысяч жизней и навсегда изменившего жизнь сотен тысяч людей, активно обсуждается на самых разных площадках и в соцсетях.

Нет спекуляциям на тему трагедии!

Свое негативное отношение к киноленте Сарика Андреасяна высказали два армянских режиссера. Они оба уроженцы Ленинакана — Мгер Мкртчян (племянник Фрунзика (Мгера) Мкртчяна, Народного артиста СССР, горячо любимого популярного актера театра и кино) и лауреат многочисленных кинопремий, режиссер-документалист Армен Гаспарян.

Больше всего их возмутило то, что создатели фильма, по их мнению, сделали из этой человеческой трагедии шоу, захотели снять блокбастер в стиле голливудского боевика, не изучили в достаточной мере материалы, исказили факты. Мгер Мкртчян, в частности, заявил, что считает неприемлемым спекулировать на такую  болезненную тему, как это трагическое землетрясение, унесшее тысячи жизней и покалечившее судьбы десятков тысяч людей. «Я не буду писать про фильм — у меня другая профессия. Но трагедия  88-го года (мне было 16, и я все это видел) воспринимаю слишком персонально, чтобы просто промолчать. Нельзя спекулировать на эту тему», — написал он в Facebook-e после просмотра фильма «Землетрясения».

Режиссер отметил, что равнодушен к российским продакшн-компаниям — они на российские деньги решают свои задачи. Но, как считает Мкртчян, армянской стороне не стоило так усердствовать — все-таки тема слишком болезненная. «Это относится к армянскому киноцентру и бывшему Министерству культуры. Надеюсь, нынешний Минкульт уже закроет его», — написал он на своей страничке в соцсети.

При этом Мкртчян высоко оценил актерскую игру Марии Мироновой (исполнительницы главной роли в «Землетрясении») и мальчика, сыгравшего роль главного героя в детстве.

Звукооператор Левон Атоянц поддержал режиссера, написав под своим постом, что сюжет картины «Землетрясения» надуманный.

«Такое ощущение, что авторы, не изучив материала, просто сняли голливудский боевик. Я все дни был там, я видел героизм тысяч и тысяч людей, даже воры и жулики превратились в героев, а таких омерзительных личностей, какие представлены в фильме «Землетрясение», народ просто линчевал бы», — возмутился Атоянц.

Решительное «нет» фильму сказал также режиссер, сценарист и продюсер Армен Гаспарян, рецензию которого в Facebook-e  лайкнули и перепостнули сотни людей.

«Дело не в том, что с первого до последнего кадра ничего не соответствует тому, что происходило в Ленинакане 7-го декабря 1988 года. Сразу после землетрясения в городе был введен комендантский час и военное положение. Следовательно, сцена ограбления ювелирного магазина — смешна и невозможна по определению. Все ювелирные магазины тогда были оцеплены, даже не милицией, а солдатами советской армии», — написал Гаспарян.

Больше всего его возмутила сцена в парикмахерской, где парикмахер, не таясь, вручает клиенту пистолет. «В советское время, — восклицает он, —  в парикмахерской, в центре города, под носом у КГБ, средь бела дня, парикмахер спокойно выносит пистолет?… И невозможно, чтобы ленинаканский старик, увидев руку человека среди завалов, вместо того чтобы звать на помощь или самому попытаться вытащить человека, сидел бы на завалах и нес бы псевдофилософскую ахинею», — написал Гаспарян на своей страничке.

В целом, он насчитал около 57 пунктов неточностей, которые, по его мнению, не могли иметь место в тогдашнем Ленинакане. Гаспарян отметил, что тот город, о котором повествует фильм «Землетрясение», не имеет ничего общего ни с его родным Ленинаканом, ни с его жителями, ни с теми трагическими событиями, очевидцем которых он был лично.

«Это просто история русской семьи на фоне непонятной трагедии», — написал Гаспарян.

Потрясающее и вдохновляющее кино

Фильм «Землетрясение» изначально был принят в армянском обществе неоднозначно. Сразу после закрытого просмотра с участием первой леди Армении и министра культуры Асмик Погосян (ныне экс-министра) начало муссироваться мнение о том, что его прокат надо запретить. Продюсер фильма Рубен Дишдишян признался, что специально повез фильм в Гюмри, чтобы показать его людям, которые сами пережили землетрясение.

«Если бы гюмрийцам не понравился фильм, я бы снял его с проката», — заверил Дишдишян. Тем не менее, несмотря на некоторые замечания, гюмрийцы фильм одобрили.

Армянский кинодраматург и сценарист Армен Ватьян в беседе с корреспондентом агентства «Новости-Армения» поделился своими впечатлениями от просмотра киноленты.

«Это один из тех фильмов, который равнодушно смотреть невозможно. Можно относиться по-разному к тому, как он снят, но каждый нормальный человек, независимо от того армянин он или нет, был ли очевидцем землетрясения или нет, чувствует себя одним из участников этой трагедии», — сказал Ватьян.

По его словам, фильм возрождает все воспоминания, связанные с землетрясением. «Безусловно, фильм не совсем ровный, как хотелось бы. Но его даже оценивать рассудочно сложно. Работа проделана огромная, спасибо создателям. Изначально было понятно, что он сделан для души, честно и искренно, а не ради побед на фестивалях», — сказал Ватьян.

Он не разделяет мнения, что в фильме «слишком много русского», объясняя тем, что в первые три дня после землетрясения на помощь успели прийти грузины и солдаты российского гарнизона.

«Соотносить, кого было больше, кого меньше, слишком мелочно. Все нельзя поместить в одну картину», — сказал Ватьян.

Примечательно, что посмотревшие фильм люди оставляют в Facebook-е самые восторженные отзывы о ней. Так, бывшая актриса Анастасия Цой назвала «Землетрясение» фильмом, который нужно увидеть, чтобы понять и прожить великую трагедию целой страны, по-настоящему почувствовать веру, надежду и волю к жизни.

«Это больше чем фильм. На просмотре сработала #магияКино, и я совершенно забыла о том, что я  #актриса и немного знаю, что такое кинопроцесс с внутренней стороны. Меня полностью захватила, потрясла, пронзила и тронула эта история и судьбы героев», — написала Цой.

Зрителей не оставила равнодушной игра актеров, которые точно передали все эмоции, которые пережили люди, оказавшиеся в этом адовом котле.

Учредитель компании «Travel Armenia» Виген Ахвердян поддержал создателей фильма, которым очень хорошо удалось передать картину происходящего в те тяжелые дни. «Фильм очень тяжелый и держит в нервном напряжении с комком в горле и слезами на глазах практически от начала до конца. Концовка, кстати, просто гениальная. Хочется сказать «браво» всем создателям», — написал на своей страничке в соцсетях Ахвердян.

Фильм заканчивается весьма символично. Стрелка остановившихся часов на здании городской администрации (она замерла на 11:41 — время первого толчка), вновь начинает свой ход. И усыновившая русского мальчика -сироту армянская семья приходит в храм.

А «Оскара» все-таки не будет

В сентябре Национальная киноакадемия Армении выдвинула фильм «Землетрясение» на соискание 89-й премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Выдвижение вызвало настоящее «академическое землетрясение», из 24 членов за картину проголосовали девять человек, столько же – против.

Тем не менее, уже в октябре стало известно, что «Землетрясение» не вошло в лонг-лист премии Американской киноакадемии. В комментарии пресс-службы продюсировавшей фильм кинокомпании «Марс Медиа» было отмечено, что суть претензий сводилась к тому, что в творческой группе занято слишком мало армян, что недостаточно для выдвижения картины «Землетрясение» на «Оскар» от Армении.

ИСТОЧНИКНовости-Армения