Престижное канадское изданиеThe Globe and Mail написало об одной из последних свидетельниц Геноцида армян Кехецик Агопян-Зурикян. Она скончалась в Канаде 26 сентября этого года в возрасте 107 лет.

Жизнь, полная трагизма и стойкости

Вся жизнь Агопян-Зурикян является свидетельством человеческой стойкости. Продлившаяся более века, ее жизнь была полна горя и трудностей, но Кехецик умела находить радость в самых простых вещах.

Родившись 23 сентября 1909 года в Бурсе (сейчас северо-западная Турция), Кехецик стала третьей из пяти детей в семье Мариам и Кеворка Агопянов. В 1915 году ее отец был призван в Оттоманскую армию, а затем убит из-за национальной принадлежности. Ее обнищавшая мать была вынуждена поместить шестилетнюю Кехецик и ее младшую сестру в приют. Брат и две старшие сестры остались с матерью.

Когда Мариам узнала о том, что миссионеры собираются перевезти детей в Грецию, она побежала в порт за дочерьми, но корабль уже отплыл.

Лишь осенью 1979 года Кехецик встретилась со своей семьей.

Разные люди, одна судьба

В возрасте 14 лет Кехецик и ее младшая сестра были перевезены в Египет. Там она работала прислугой и посещала клуб, созданный такими же, как она, армянскими сиротами. Один из них, Ншан Зурикян, который также потерял отца во время Геноцида армян и попал в детский дом в Ливане, стал ее мужем в ноябре 1934 года. Спустя год на свет появился их первый сын, Варужан, спустя четыре – Гаро. В 1945 году у пары родилась дочь Сона.

Судьба опять нанесла Кехецик тяжелый удар, когда ее муж, узнав о неизлечимой болезни, покончил жизнь самоубийством в 1954 году. Она одна вырастила трех детей, принимая помощь от армянской общины.

Ее младший сын, Гаро, вспоминает, что уже в 15 лет был вынужден начать работать. А внук признался, что бабушка голодала для того, чтобы накормить детей.

В 1963 году она переехала к сыну, который эмигрировал в Канаду, и много лет растила пятерых внуков. На ее глазах умер от лейкемии 6-летний внук, за которым она ухаживала до последних дней. Но, по словам членов семьи, она никогда не показывала, как ей тяжело, а наоборот излучала любовь и оптимизм.

Секрет от долгожительницы

Секретом ее долголетия, по свидетельству родственников, было то, что она много гуляла, никогда не пила алкоголь и не курила, ела много собственноручно приготовленного йогурта.

В 1970-е годы она начала жить отдельно и проводила много времени в парке, встречаясь с армянскими друзьями. Кехецик собирала виноградные листья и готовила толму (голубцы из виноградных листьев, фаршированные рисом с мясом). Она всегда угощала детей и внуков вкусными домашними блюдами и удивляла близких изысканными вышивками. Всю жизнь лишенная любви, она щедро одаривала ею родных и близких.

Родные вспоминают, что у нее были золотые руки, и она никогда не жаловалась. «Несмотря на то, что у нее не было образования, она была очень мудрой женщиной, наделенной здравым смыслом», — вспоминают близкие.

Ее никогда не учили иностранным, языкам, тем не менее, Кехецик говорила на армянском, греческом, итальянском и немного на арабском языках.

Лишь в возрасте 100 лет из-за участившихся приступов головокружений она переехала в дом опеки.

The Globe and Mail о Геноциде армян

Хотя споры вокруг факта Генодида армян до сих пор не утихают, многие историки соглашаются с тем, что Оттоманская империя в 1915 году, в атмосфере кровавой бойни Первой мировой войны, целенаправленно уничтожала армян, живущих на ее территории.

К концу 1920-х, когда истребление и депортации наконец-то завершились, порядка полутора миллионов армян были убиты или насильно перемещены. В 2004 году Канада официально признала факт Геноцида и стала одной из 26 стран, сделавших это. Правительство Турции отрицает эту формулировку.

В прошлом году, на столетнюю годовщину резни, Агопян-Зурикян поехала в Оттаву, чтобы принять участие в мероприятиях, посвященных Геноциду армян.

ИСТОЧНИКНовости Армения