Газета «Голос Армении» в номере от 11 октября пишет: ««То, чем занимается сегодня Азербайджан в научно-информационном плане в отношении Армении, — самая настоящая агрессия, имеющая целью фальсифицировать историю армянского народа», — заявил в интервью «ГА» директор Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян.

— Г-н Сафрастян, скандальный инцидент, имевший место в ходе проходившей в Санкт-Петербурге 26-29 сентября Международной конференции по восточной нумизматике, когда под давлением официального Баку руководство Эрмитажа внесло корректировки в формулировку доклада А.Акопяна и И.Петрова «Монетное дело Восточной Армении (Ереван, Нахичеван, Карабах, Гянджа) (1747-1827)», изъяв термин «Восточная Армения», — это, по-вашему, элемент информационной войны или очередная мелкая пакость?

— Я вижу в произошедшем элемент той части информационной войны, которая касается науки. Суть в том, что наука используется руководством Азербайджана и лично президентом Алиевым с тем, чтобы получать определенные выгоды, которые, как полагают наши соседи, должны принести пользу Азербайджану. Фактически со стороны Азербайджана имеет место быть научная агрессия против Армении на информационном поле.

— А в чем заключается выгода для Азербайджана?

— Честно говоря, как специалист, я не понимаю, чего они хотят. Фальсификация истории, как показывает опыт самой истории и историографии, ни к чему хорошему не приводит по той простой причине, что любая фальсификация, даже самая искусная, в конце концов разоблачается и бумерангом ударяет по ее автору. Азербайджанцы определенно не учитывают опыт прошлого или хотя бы опыт турецкой официальной историографии, которая на протяжении многих десятилетий упорно пытается фальсифицировать историю Геноцида армян, отрицает факт самого Геноцида, но при этом добивается обратного результата. Мы видим, как в мире все более активными темпами идет процесс признания и осуждения Геноцида армян самыми разными государствами. Не говоря уже об историках из разных стран, для которых Геноцид армян в Османской империи — факт, не подлежащий сомнению. Тем самым турецкая официальная историография, отрицающая факт Геноцида, оказывается в изоляции. Думаю, в этом плане азербайджанским горе-историкам стоило бы изучить опыт турецких коллег. То, чем занимается сегодня Азербайджан в научно-информационном плане в отношении Армении, — это, повторюсь, самая настоящая агрессия, имеющая целью фальсифицировать историю армянского народа, Армении. То есть они не ограничиваются тем, что фальсифицируют свою собственную историю, а идут дальше, перманентно демонстрируя акты агрессии против соседнего государства с его цивилизационным кодом, уходящим корнями в глубокую древность. С одной стороны, это смешно, с другой — просто дико…

— Как же мы должны противостоять этой агрессии и на каком уровне? Должны ли мы давать ответ на уровне историков или на уровне дипломатии, политики и т.д.?

— В первую очередь это, конечно, задача армянской академической науки, армянских историков. На мой взгляд, академическая наука должна активнее заниматься нашей историей, должно быть больше публикаций, в частности, на иностранных языках, посвященных истории армянского народа, соседних государств. И, безусловно, время от времени надо давать серьезный отпор фальсификаторам. Конечно, не стоит опускаться до их уровня и реагировать на любую информационную вылазку, потому что это не имеет смысла. Большей частью подобные вылазки сами по себе обречены на провал. Но если речь идет о заранее подготовленной акции, масштабной информационной агрессии по отношению к нашей культуре, истории, цивилизации, тогда, конечно, отпор нужно давать обязательно. И делать это посредством публикаций, в ходе научных дискуссий и т.д. В этой связи хотел бы отметить выпускаемый отделением арменоведения и общественных наук НАН РА «Вестник арменоведения» (Journal of Armenian studies), в котором публикуются работы наших ученых на армянском, русском, английском и других иностранных языках. Кроме того, у нас уже есть электронный журнал «Фундаментальное арменоведение», публикующий материалы только на английском языке. Этот журнал призван именно противодействовать агрессивной политике Азербайджана в области арменоведения, разоблачать ложь и фальсификации, распространяемые нашими соседями, а также давать объективную информацию, основанную на исторических фактах.

— Надо полагать, научная агрессия со стороны Азербайджана, о которой вы говорите, — это длительный «процесс», к которому мы должны быть постоянно готовы?

— Я рассматриваю эту агрессию в области науки как часть общей агрессивной политики Азербайджана. Пока политика агрессии в отношении Армении и Арцаха продолжается, будет продолжаться и агрессивная политика в области науки, потому что эти компоненты взаимосвязаны. Помнится, несколько лет назад Ильхам Алиев, выступая с докладом, публично поставил перед азербайджанскими историками цель — быть агрессивными по отношению к истории и культуре армянского народа. Глобально, не так ли?
А какие цели должны ставить? Конечно же, не такие, как Азербайджан. Потому что мы знаем: мы правы, мы являемся носителями великой цивилизации, многовековой культурной традиции. Будучи историками, мы знаем, что работаем с объективными фактами, первоисточниками, не фальсифицируем, не лжем. Это порождает некую самоуспокоенность. Но, с другой стороны, в последние годы вопросы противодействия агрессии Азербайджана в области арменоведения стали рассматриваться уже на практическом уровне — издание вышеупомянутого «Вестника арменоведения» и электронного журнала «Фундаментальное арменоведение» — тому свидетельство. Сегодня нашими учеными издается больше работ на английском, на других иностранных языках, мы даем отпор азербайджанским фальсификаторам в ходе научных конференций и т.д. В любом случае работа должна продолжаться, а наша активность только возрастать. Никак не иначе…».