В Армении с 1 апреля вступают в силу новые правила ОСАГО, которые изменят позиции клиента на страховом рынке. Агентство «Новости-Армения» выяснило у исполнительного директора компании ИНГО –Армения Аревшата Меликсетяна, как выбрать страховую компанию, чтобы не ошибиться.

 — Г-н Меликсетян, если оценить изменения в законодательстве не с точки зрения страховой компании, а с точки зрения рядового потребителя – что меняется?

Собственно говоря, все изменения, которые вводятся с 1 апреля, делаются в интересах клиентов. До 1 апреля 2017 года страховой рынок Армении работал с ОСАГО по следующей модели: клиент выбирает страховую компанию, платит определённую сумму за страхование своей ответственности перед третьими лицами.

И если дорожно-транспортное происшествие происходит по его вине, страховая компания вместо него возмещает ущерб пострадавшей стороне. При этом пострадавшая сторона может быть клиентом любой другой страховой компании. Сейчас, по новой модели, пострадавшая сторона обращается в ту компанию, которую выбрала для страхования своей ответственности, и именно эта компания возмещает ущерб. Таким образом, кому клиент доверил страхование своей ответственности, тому и доверяет ремонт автомобиля и возмещение ущерба в случае ДТП.

 — Получается, что теперь нужно более осмысленно подходить к выбору страховой компании.

 — Безусловно. Раньше бывали ситуации, когда мы проводили презентации для клиентов, рассказывали о своих услугах, но в ответ слышали: «А какая нам разница. Всё равно ущерб, если что-то произойдёт, нам будет возмещать другая компания, которая, возможно, работает по другой методологии». И они были правы. С новыми правилами позиция клиента изменится. Ещё одно важное изменение связано с суммами компенсаций.

До 1 апреля максимальная сумма компенсаций имущественного ущерба на одно ДТП составляла 1,8 млн. драмов, независимо от числа автомобилей, вовлеченных в ДТП. Страховым компаниям приходилось дробить сумму возмещения между участниками, людям не хватало на ремонт автомобилей (случалось, что общая стоимость ущерба от одной автомобильной аварии с вовлечением нескольких автомобилей составляла 5-6 млн. драмов).

Это, конечно, вызывало недовольство. По новым правилам, 1,8 млн. драмов – это максимальная выплата ущерба на каждый автомобиль, а лимит по одному ДТП 18 млн. драмов. Такие же изменения внесены и в части компенсаций личного ущерба – на одного человека 3,3 млн. драмов, а максимальный лимит для одного ДТП 33 млн. драмов. Значительно сокращаются сроки возмещения ущерба, что тоже очень важно для клиентов.

 — Понятно, что вырастет конкуренция между страховыми компаниями. Какие выгоды это принесёт клиентам?

 — Конкуренция возрастёт однозначно. На ценах это никак не скажется, поскольку ценообразование по ОСАГО фиксируется государством, и страховые компании не имеют права ни снижать, ни повышать стоимость страховки. Изменение цены возможно только в результате действия принципа бонус-малус, но это тоже не связано с инициативой страховой компании. А вот сервис, я уверен, поднимется на несколько уровней. Потому что главным фактором конкуренции станет именно качество сервиса страховой компании, возможно, будут внедрены дополнительные услуги, которые компания предоставит клиентам.

— Могли бы вы дать несколько советов нашим читателям? В частности, на что следует обращать внимание при выборе страховой компании для заключения договора ОСАГО?

 – Я уже говорил, что все компании предлагают ОСАГО по одинаковой цене, поэтому ценовой фактор клиентом в расчет не берётся и нужно оценивать другие показатели:

— качество обслуживания компании, сроки рассмотрения заявления клиента, сроки принятия решения. Максимально возможные сроки установлены законом, но каждая компания устанавливает свои сроки в этих рамках;

— методологию оценки. Она детально расписана в компаниях, с ней можно и нужно ознакомиться заранее, до заключения договора;

— cписок автосервисов и автодилеров, с которыми работает страховая компания. Если у вас, условно, «Мерседес» и вы хотите, чтобы в случае ДТП вашим автомобилем занимался официальный дилер, то нужно выбирать страховую компанию, которая работает с официальным дилером «Мерседес» в Армении;

— нужно зайти на сайт Бюро автостраховщиков Армении appa.am, где публикуются данные по выплатам, средняя компенсация, выплаченная каждой компанией на один страховой случай и т.д.;

— зайти на сайт финансового омбудсмена Армении fsm.am и посмотреть, на какие страховые компании больше жалоб и по каким случаям.

А уже после этого решать, какой компании доверить страхование своей ответственности.